Новости Казахстанского IT Рынка 

0
рубрика: Казахстан

Казахстан

Виртуальная лояльность

08.07.2013 11:47 Автор:  Лена Лобашева

Около половины мировых сотовых операторов используют различные программы лояльности абонентов. Однако в Казахстане за последние несколько лет ничего не изменилось — единственной программой по сохранению абонентов остается «Жаса» от Beeline. По мнению главного редактора MForum.ru Алексея Бойко, в Казахстане операторы сотовой связи так и не смогли предложить абонентам достойные программы лояльности, пишет корреспондент "Курсивъ".

Опыт внедрения программ лояльности показывает, что это весьма эффективный инструмент ведения конкурентной борьбы. Успешные программы лояльности служат надежным инструментом по удержанию клиента и позитивно влияют на операционные и финансовые показатели.

К сожалению, как отмечает А. Бойко, в Казахстане операторы сотовой связи не смогли предложить абонентам такие программы лояльности, которые в действительности играли бы существенную роль в повышении лояльности к оператору, снижению показателя оттока. «Такие программы требуют постоянных инвестиций в развитие сети, тщательного анализа комплекса данных, как от биллинга, так и от других систем оператора, например, с целью выявления паттернов пользования сетью и формированием соответствующих предложений для абонентов. Ничего этого я не наблюдаю, напротив, видно, что растет проникновение сотовой связи, что означает, что абоненты вынужденно пользуются услугами более, чем одного оператора в попытках найти оптимальные для себя возможности пользования услугами сотовой связи и ШПД», — поясняет эксперт.

Пока что г-н Бойко не видит в Казахстане оператора, к которому бы абоненты сохраняли лояльность из-за программ лояльности. «Думаю, что многие о них и знают лишь поверхностно. Системной работы операторов по продвижению своих программ лояльности тоже не наблюдаю», — добавил он.

На данный момент на рынке существует только одна единственная программа лояльности «Жаса» от Beeline, которая работает более трех лет. Программа предлагает клиентам предлагает бонусные схемы (возможность накапливать и менять баллы), выход на VIP уровень, специальные условия включающие более чем 1 000 партнеров по Казахстану (предоставление специальных скидок для участников программы от партнеров). «Эффективность программы подтверждают цифры — участниками являются более 3 млн абонентов, среднее количество обменов баллов на минуты составляет более 200 тыс. в месяц», — отмечает директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан Алексей Бендзь. Он также сообщил, что компанией проводится ежеквартальный мониторинг профиля участников программы лояльности «Жаса» и последний отчет показал, что более 70% респондентов готовы рекомендовать нашу программу лояльности своим друзьям и близким.

На фоне программ лояльности других операторов (или их отсутствия) «Жаса» значительно выделяется. Это отмечает и г-н Бойко: «В сравнении с другими — «Жаса» неплохой пример. Beeline, вероятно, можно отметить, как наиболее отличающегося в этой области».

Среди самих абонентов Beeline бонусы от «Жаса» иногда вызывают и негативную оценку. В частности они отмечают, что полученные в виде бонусов 100 бесплатных минут разговора или 1 ГБ трафика невозможно потратить за предложенные 4 дня, что непременно расстраивает. А в компаниях-партнерах попросту не знаю о той или иной акции.

Некоторым операторам и вовсе не нужны такие программы, в частности «Кселлу», у которого очень внушительная абонентская база. Директор по корпоративным связям АО «Кселл» Аида Досаева кратко резюмировала, что открытость «Кселла» и внимание к нуждам абонентов и есть лучшая и самая эффективная программа лояльности. «Это подтверждено выбором 13,8 млн абонентов по состоянию на 31 марта 2013 года», — сообщила она «Къ».

Что касается третьего GSM-оператора страны, то инструментарий по работе с абонентами Tele2 Казахстан, который является дискаунтером, значительно отличается и не подпадает под классические программы лояльности. «Программы лояльности в первую очередь нужны игрокам, чей товар или сервис начинает терять привлекательность для покупателя в силу появления альтернативных товаров и/или услуг аналогичного качества, но по более приемлемым ценам. В теории маркетинга программы лояльности проводятся на этапе зрелости жизненного цикла товара, и основным инструментом удержания клиентов становится предоставление различного рода скидок», — считает коммерческий директор Tele2 Казахстан Марат Сериков.

Аналитик iKS-Consulting Светлана Черненко характеризует программы лояльности в Казахстане как «имеющие место быть». «В качестве отдельного направления наиболее четко данная активность выделена у Beeline («Жаса»), у остальных операторов мероприятия по удержанию абонентов присутствуют в той или иной степени. Если сравнивать Казахстан с другими сотовыми рынками, например, европейскими, то наш рынок в рассматриваемом вопросе можно назвать развивающимся. Западные операторы активно премируют своих абонентов за сроки обслуживания, объемы потребления как с точки зрения тратящихся в пользу оператора денег и комплекса используемых услуг. Массовое распространение имеют субсидии и дотации со стороны операторов при продажах мобильных устройств», — поясняет она.

Г-жа Черненко связывает это с принципиальными различиями в рыночных моделях. В Европе, где в каждой стране действует по 5-6 основных операторов плюс с десяток виртуальных, конкуренция крайне высока. «Кроме того, абоненты в основном обслуживаются по контрактной форме. У нас же исторически сложилась иная ситуация — фактическая дуопольная модель изменилась сравнительно недавно, с приходом Теlе2. Что касается совокупной абонентской базы, то по самым оптимистическим оценкам контрактные абоненты в ней не превышают 15%. А воспитание лояльности у препейд-абонентов — задача априори непростая. Таким образом, наша рыночная ситуация не настолько жесткая, как на европейских рынках, поэтому и у операторов иные стимулы в вопросах повышения лояльности», — считает аналитик.

По мнению С. Черненко, существенный импульс развитию программ лояльности в Казахстане может придать введение MNP, т.к. у операторов исчезнет рычаг удержания абонентов в виде мобильных номеров.

Стоит отметить, что все существующие программы лояльности по степени сложности реализации можно разделить на три типа.

Первый — поощрение бонусами. В результате активного использования абонент получает бонусы в виде бесплатных минут, трафика, SMS и т.д. Многие компании предоставляют это посредством бонусов, в дальнейшем которыми по своему усмотрению распоряжается сам абонент. В целом данный вариант плюc для обоих: абонент бесплатно получает бонусы, а оператор благодаря активным пользователям увеличивает MOU (метрический показатель, равный количеству минут, использованных абонентом на услуги голосовой передачи данных за период) и ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Бонусы побуждают абонента тратить больше, что положительно сказывается на доходах оператора.

Второй вариант — услуги для VIP абонентов. Метод используется для работы с высокодоходными абонентами. Оператор предоставляет им улучшенное обслуживание, скидки на роуминг, безлимитные пакеты трафика и голосовых звонков и т.д. Таким образом, компания сохраняет лояльность «доходного» абонента, увеличивает доходы, MOU и ARPU.

Третий уровень — совместные проекты с компаниями из других рынков. Абонент при таком механизме получает всевозможные бонусы и скидки в компаниях-партнерах сотового оператора: скидки в магазинах, на авиабилеты, в ресторанах, выгодные условия для всевозможных операций в банках. 

0
рубрика: Казахстан

Казахстан

В Южном Казахстане СП с Германией планирует ряд проектов в сфере ВИЭ

08.07.2013 11:34 Автор:  Лена Лобашева

В Южно-Казахстанской области казахстанско-германское предприятие будет реализовывать ряд проектов в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ), передает Kazakhstan Today.

"Заместитель акима области Сапарбек Туякбаев принял немецкую делегацию во главе с директором и собственником компании "Promodis Energy" господином Брентрупом Бертхольдом Францем, а также директора их представительства в Казахстане ТОО "Промондис Казахстан" господина Сергея Лободу. Встреча была организована по результатам деловой поездки руководства акимата области в Федеративную Республику Германия в рамках роудшоу в Европу", - сообщила пресс-служба акима ЮКО.

В рамках встречи были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия "Ontustik Green Energy" между ТОО "Шымкент Инновация" и ТОО "Промондис Казахстан", которое будет заниматься реализацией проектов.

По информации пресс-службы, в настоящее время решены вопросы финансирования и выделяется земельный участок для строительства ряда объектов. В частности, предполагается строительство фотовольтаической станции суммарной мощностью 100 МВт в Южно-Казахстанской области. Стоимость проекта - 37,5 млрд тенге.

Кроме того, в числе намеченных проектов - внедрение энергосберегающих технологий в Южно-Казахстанской области посредством реализации следующих проектов в 2013 году: солнечная станция мощностью 88,32 кВт пик и светодиодная светотехника в школе №87 в микрорайоне "Самал"; установка уличных светильников на светодиодных лампах и солнечных панелях на улице в микрорайоне "Нурсат" и Парке Независимости; замена действующих светильников на светодиодные светильники на отрезке улицы Жибек жолы. Помимо этого, планируется строительство завода по производству светодиодного осветительного оборудования. Стоимость проекта - 1,5 млрд тенге, ввод в эксплуатацию запланирован на 2014 год.

В акимате уточнили, что строительство фотовольтаической станции в Южно-Казахстанской области запланировано на 2013 год. Данный проект планируется реализовать поэтапно для покрытия потребностей в электроэнергии вблизи Шымкента - 20 МВт, в Байдибекском районе - 40 МВт, Шардаринском - 20 МВт, Казгуртском районе - 20 МВт".

"В целях пропаганды использования ВИЭ среди населения планируется реализовать программу внедрения солнечных панелей "1000 крыш". Основной целью программы является покрытие потребности частного сектора в электроэнергии, в среднем на один дом требуется 3 кВт/ч - $6 тыс. через лизинговое финансирование по линии АО "РИЦ "Максимум" или АО "НК "СПК "Шымкент" со сроком окупаемости 5-8 лет", - пояснили в пресс-службе.

Наряду с этим в 2013 году запланировано начало строительства завода по сборке инверторов (преобразователей электроэнергии для объектов ВИЭ) на сумму около 600 млн тенге мощностью 3 тыс. штук в год с созданием 50 постоянных рабочих мест. Сумма привлеченных инвестиций в экономику области составляет $264 млн.