Techlabs.ru

Казпочта нацелилась на e-commerce

27.02.2014 09:51, Лена Лобашева

В середине февраля в Алматы прошла двухдневная конференция «Торговая миссия», организованная АО «Казпочта». В мероприятии приняли участие представители местных и зарубежных логистических компаний, интернет-магазинов, почтовых администраций и сервисов, оказывающих поддержку развитию e-commerce, пишет корреспондент Profit.kz.

Именно тема электронной коммерции стала основной в выступлениях спикеров и обсуждениях на конференции нынешнего года. Конференция проводится уже несколько лет подряд, однако в нынешнем году она прошла наиболее активно и масштабно. «Наше мероприятие проводится не только для представителей почтовых администраций, а для всего международного интернет-сообщества в целом, — говорит Ернар Кулкыбаев, управляющий директор АО «Казпочта». — «Торговая миссия-Казахстан» — это значимое событие, вот уже несколько лет Алматы становится местом встречи ведущих экспертов, бизнесменов, руководителей мировых почтовых администраций и людей, желающих грамотно построить бизнес, используя преимущества интернет-ресурсов и современной логистики. Интерес к электронной коммерции оправдан, об этом говорят цифры: только в 2013 году количество посылок от дистанционных компаний составило более 10 миллионов штук, что на 220% больше чем в 2012 г.»

По данным Константина Горожанкина, объем рынка электронной коммерции в республике по итогам 2013 года составил 600 млн долларов, а число интернет-пользователей составило ок. 9,2 млн человек. Число активных пользователей, кстати, эксперты называют гораздо более скромное — по мнению Анны Осиповой, их насчитывается порядка 2 миллионов.

Как уже упоминалось ранее, основной поток средств, потраченных казахстанцами в интернет-магазинах (до 90%), уходит за рубеж. Эти данные были озвучены весной 2013 года. То есть, на долю местных онлайн-ритейлеров приходилось всего 10% платежей. Нурлан Жагипаров, исполнительный директор Казкоммерцбанка, озвучил такую статистику по соотношению карточных платежей в пользу местных и зарубежных интернет-магазинов: $10 млн — ежемесячные платежи в пользу казахстанских продавцов, в пользу зарубежных — в 4 раза больше.

Однако стоит принимать во внимание, что данная статистика касается лишь карточных оплат. В Казахстане по-прежнему преобладает именно наличный расчет — 63% покупателей рассчитываются за свои интернет-покупки наличными при получении товара. Таким образом, говорить о тотальном оттоке средств в зарубежные магазины все-таки нельзя. Вполне вероятно, что зная особенности работы местной розницы, многие пользователи при интернет-покупках предпочитают подстраховаться и осмотреть товар, прежде чем оплачивать его. Так, например, Михаил Гриценко, директор по развитию бизнеса Ozon.ru, отметил, что при выходе Ozon.ru на казахстанский рынок компания не ожидала столкнуться с низким процентом оплаты по картам: «Проблема в том, что мы не ожидали, что готовность оплаты картами окажется такой низкой». Барьерами, по его мнению, является недоверие покупателей, боязнь потери денег, низкая техническая грамотность пользователей. Выходом здесь могла бы стать возможность наложенного платежа. Курьерские компании заявляют о готовности к оказанию таких услуг, но многие отечественные интернет-магазины ее не рассматривают.

Еще один вариант стимуляции пользователей к интернет-покупкам — оплата товаров в интернет-магазинах в кредит. «В Украине эта возможность уже вовсю используется», — говорит Геннадий Вовк, представитель украинской почты. В Казахстане такая возможность пока только рассматривается. По сообщению К. Горожанкина, работа над этим проектом уже ведется, однако существуют некоторые «бумажные» препятствия.

В ходе конференции состоялось несколько выступлений представителей интернет-магазинов, работающих в Казахстане. Примечательно, что наиболее успешными и активно развивающимися являются международные игроки, пришедшие на наш рынок. Что, конечно, не удивительно. Так, например, Lamoda.kz, принадлежащий холдингу Rocket Internet, благодаря достаточным инвестициям способен проводить масштабные рекламные активности. Естественно, что местные интернет-магазины соответствующей категории оказались просто не способны вкладывать такие инвестиции. Lamoda работает в Казахстане почти 2 года. У сайта более 3 млн посещений в месяц и более 80 тыс. уникальных посетителей в день.

Еще одна международная компания, активно развернувшаяся в Казахстане — концерн OTTO. Компания считалась гигантом каталожной торговли, однако цифровые технологии сделали из каталожной торговли некий гибрид. Сейчас большую долю каталогов заменили сайты. В настоящее время около 65% заказов OTTO собирается при помощи сайта. В Казахстане концерн начал работу в 2012 году, выйдя на рынок сразу с несколькими брендами: OTTO, BonPrix и Witt. Компания также занимается активным продвижением в Казнете, что принесло свои плоды — число почтовых отправлений OTTO в Казахстан по итогам 2013 года выросло на 420%.

А вот другой крупный игрок, российский Ozon, в прошлом году запустившийся в Казахстане, похвастаться столь значительными результатами не может. По словам М. Гриценко, работая в Казахстане, компания столкнулась со множеством трудностей: неразвитая логистика и как следствие — длинные и неподдающиеся прогнозированию сроки доставки, завышенные ожидания покупателей в вопросах сервиса. «Интернет-покупатель в Казахстане привык получать wow-сервис. Люди просят больше информации о товаре, фотографии, спрашивают о возможности выбора цвета, например. Это невозможно», — так описывает возникшие трудности представитель Ozon. По итогам прошлого года в компании приняли решение в текущем году не фокусироваться на местном рынке, а уделять больше внимания российскому. «В этом году Ozon не будет делать упор на рынке Казахстана. Нам не нравится местная логистика», — подытожил Михаил Гриценко.

Стоит отметить, что на логистику пожаловался только данный магазин. Остальные представители интернет-магазинов не стали называть эту причину в качестве основного барьера для своего развития. Так, например, Алексиос Шо, генеральный директор Lamoda.kz, сообщил, что имея достаточно большую долю отправок в регионы, компания работает с тремя логистическими компаниями, и сроки доставки держит под контролем. Кстати, с Казпочтой сотрудничество началось в апреле 2013 года. В мае 2013 г. на долю национального перевозчика пришлось 8% от всех доставок магазина, а к настоящему моменту эта цифра достигла 18%.

Основным же препятствием многие представители интернет-магазинов назвали ценовой фактор. Покупатель ожидает найти в интернете гораздо более дешевые предложения, чем в офлайне. Именно это, по мнению участников рынка, заставляет пользователей «идти» за покупками в международные интернет-магазины. Самым популярным магазином у казахстанцев по-прежнему остается Amazon. По данным представителей Казпочты, по итогам 2013 года число входящих в Казахстан почтовых отправлений выросло на 48% (2012 г. — 807 504 шт, 2013 г. — 1 196 762 шт). Из них объем бандеролей вырос на 62%, посылок — на 11%, EMS — на 8%. А вот как выглядит рост объемов входящих отправлений в региональном разрезе: Китай +298%, Гонконг +22%, Турция +6%, Россия +4%, Германия +7%, США -2%.

Кстати, представители почтовых администраций не видят в данном факте ничего страшного. «Трансграничная торговля растет по всему миру, это тренд», — говорит Г. Вовк, Укрпочта. Тем не менее, игроки рынка озабочены такими объемами и предлагают принимать меры для изменения ситуации и развития отечественных интернет-магазинов.

Одной из таких мер, по мнению К. Горожанкина, может стать снижение НДС. А вот Александр Соколов, директор магазина Flip.kz, уже 6 лет работающего на отечественном рынке, считает, что местным магазинам необходимо пересмотреть свой подход к ценообразованию: «Маржинальность в Казахстане ниже, чем в России. Поэтому выходя на наш рынок, аппетиты нужно убавлять». Так или иначе, все сошлись во мнении, что казахстанским интернет-магазинам важно уделять внимание своей работе, обслуживанию пользователей и, что немаловажно, — аналитике.

Другая мера, более кардинальная, предполагает некие ограничения в вопросах международных интернет-покупок. «Трансграничная торговля оживляет рынок. Но беспошлинный лимит не дает зарабатывать государству. Мы предлагаем введение определенной пошлины на оформление посылок», — так высказала свою позицию Татьяна Любимова, генеральный директор DHL GlobalMail. Именно по такому пути решили пойти в России, где уже вовсю идет работа над законопроектом, который введет значительные ограничения по стоимости и объему для входящих международных почтовых отправлений. О данной инициативе и попытках российской стороны в рамках ТС склонить Казахстан к принятию аналогичных норм стало известно прошлой осенью. К настоящему моменту к вопросу снижения порога беспошлинного ввоза казахстанские участники рынка относятся скорее отрицательно. «Народ только начинает привыкать к интернет-покупкам. Нам бы не хотелось, чтобы появились ограничения», — говорит Мурат Жарилкаганов, заместитель председателя правления АО «Казпочта».

 

Карта сайта1 . Карта сайта2 . Карта сайта3 . Карта сайта4 . Карта сайта5 . Карта сайта6 . Карта сайта7 . Карта сайта8 . Карта сайта9 . Карта сайта10 . Карта сайта11 . Карта сайта12 . Карта сайта13 . Карта сайта14 . Карта сайта15 . Карта сайта16 . Карта сайта17 . Карта сайта18 . Карта сайта19 . Карта сайта20 . Карта сайта21 . Карта сайта22 . Карта сайта23 . Карта сайта24 . Карта сайта25 . Карта сайта26 . Карта сайта27 . Карта сайта28 . Карта сайта29 . Карта сайта30 . Карта сайта31 . Карта сайта32 . Карта сайта33 . Карта сайта34 . Карта сайта35 . Карта сайта36 . Карта сайта37 . Карта сайта38 . Карта сайта39 . Карта сайта40 . Карта сайта41 . Карта сайта42 . Карта сайта43 . Карта сайта44 . Карта сайта45 . Карта сайта46 . Карта сайта47 . Карта сайта48 . Карта сайта49 . Карта сайта50 . Карта сайта51 . Карта сайта52 . Карта сайта53 . Карта сайта54 . Карта сайта55 . Карта сайта56 . Карта сайта57 . Карта сайта58 . Карта сайта59 . Карта сайта60 . Карта сайта61 . Карта сайта62 . Карта сайта63 . Карта сайта64 . Карта сайта65 . Карта сайта66 . Карта сайта67 . Карта сайта68 . Карта сайта69 . Карта сайта70 . Карта сайта71 . Карта сайта72 . Карта сайта73 . Карта сайта74 . Карта сайта75 . Карта сайта76 . Карта сайта77 . Карта сайта78 . Карта сайта79 . Карта сайта80 . Карта сайта81 .